18 октября 2011, 09:58

Сегодня Красноярский край – один из самых крупных производителей древесных топливных гранул в России. Здесь находится два крупных биотопливных завода – на ДОК «Енисей» и «Новоенисейском ЛХК». Эти компании почти стопроцентно ориентируются на экспорт пеллет в Европу. Туда продукция поставляется железной дорогой из Красноярского края до портов Северо-Запада России (порт Санкт-Петербурга, Усть-Луги и ряда других), а затем морским путем в Швецию, Нидерланды и другие страны ЕС.

Тарифы на железнодорожные перевозки – одна из самых болезненных тем для российских производителей биотоплива из Сибири и дальних уголков страны. Потребители продукции расположены в Северной и Центральной Европе, поставляются туда гранулы через Балтийское море.
Предприятия из Центральной и Северо-западной части России тратят на транспортировку пеллет в порты намного меньше денег в связи с более выгодным положением. Однако даже для них производство биотоплива сегодня становится убыточным, в частности и из-за высоких тарифов РЖД. В Сибири же на базе крупных лесоперерабатывающих комплексов образуется огромное количество древесных отходов. Один из самых эффективных способов их утилизации – производство биотоплива. В России пока пеллеты и брикеты не завоевали свою нишу на рынке, а европейцы готовы «оторвать» этот товар с руками и ногами (при надлежащем качестве).
Именно поэтому, защищая местных производителей, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов предложил руководству РЖД рассмотреть вопрос о дифференциации тарифов на перевозку лесных и биотопливных грузов.
Перевозка продукции глубокой переработки лесного комплекса края обсуждалась на совещании, которое по поручению премьер-министра Владимира Путина провели Кузнецов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. «Сейчас наша задача снизить железнодорожные тарифы на перевозку лесной продукции глубокой переработки, пиломатериалы, плиты ДВП, ДСП и МДФ, пеллеты. Пока ситуация ненормальная потому, что сейчас выгоднее вывозить из Сибири бревна, чем готовые лесоматериалы», — заявил Кузнецов.
Губернатор выразил уверенность, что разумные и справедливые тарифы позволят жителям края успешно реализовать все крупные инвестиционные проекты по созданию новых лесоперерабатывающих производств. Он также отметил, что за счет существенного увеличения объема перевозок железная дорога получит дополнительную прибыль. В ответ на это Якунин предложил совместно проработать эти инициативы и обратиться с ними в правительство России.